Реклама
Попадись мне еще!
Сегодня для большинства людей успешный человек – тот, о котором принято говорить: «Он умеет общаться». У него широкий круг знакомых, он в курсе последних новинок практически в любой области, он неизменно в хорошем настроении, и его невозможно застать дома вечером в выходные. Он выжимает все из своей социальной среды.
Это, безусловно, западная модель поведения. Почему сегодня в сознании большинства людей именно она связана с успешностью – тема отдельной статьи. Главное, что сама по себе эта модель поведения (как и любая другая) несовершенна. Просто потому, что она работает одинаково для всех, без учета того, что мы скроены по индивидуальным лекалам. А значит, для кого-то важные в этой модели социальные ценности могут оказаться вообще на последнем месте.
Тем не менее все мы так или иначе проверяем себя на соответствие этой модели – что совершенно естественно для человека, живущего не в лесу, а среди других людей. Проблемы возникают тогда, когда мы начинаем придавать социальным ценностям слишком большое значение, то есть ставим себя в зависимость от них. Вот четыре основные психологические ловушки, в которые попадаются те, кто стремится стать душой общества.
Будь блестящим собеседником
Представь себе ситуацию: ты оказываешься в компании людей, которые увлеченно беседуют, скажем, о книгах. И при этом жонглируют терминами, названиями, фамилиями и датами.
А ты только смущенно улыбаешься. Вывод вечера: какие умные, образованные люди и какая... хм... неумная я.
Но как ни странно, ощущение собственной глупости и никчемности вызывает у тебя не несоответствие между тобой и другими. Проблема в твоем собственном представлении о себе идеальной (обладательнице дюжины всевозможных талантов, ума, красоты и так далее) и реальной (человеке с определенным набором достоинств и недостатков). Эта разница чувствуется лишь тогда, когда мы встречаем людей, которые по одному из параметров ближе к нашему идеалу, чем мы сами.
Выход из ловушки: не приобретение абонементов во все городские библиотеки и культурные центры, а поиск ключа к самой себе. Для начала стоит разобраться, в чем твой главный талант, и развивать его.
Будь отзывчивым человеком
Далеко не всегда отзывчивость и готовность к пониманию могут сослужить хорошую службу. Попав в психологическую ловушку «Надо стремиться всегда сопереживать другим людям и вникать в их проблемы», человек рано или поздно превращает искреннее чувство в тяжкий оброк. Чрезмерное ориентирование на отзывчивость проявляется тогда, когда мы регулярно вступаем в спонтанные эмоциональные связи. Например, поддерживаем случайного собеседника в общественном транспорте, вместе с ним сокрушаясь о несовершенстве мира.
Выход из ловушки в том, чтобы позволить другим людям быть свободными и самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни.
Будь коммуникабельна
Эта ловушка захлопывается в тот момент, когда из естественной потребности общение превращается в ритуал. Его главные черты – минимум мыслительной активности и оперирование заранее заготовленными фразами. Что бы ни говорил нам собеседник, мы уже знаем, что нужно отвечать в такой ситуации. В свою очередь, наш визави также ждет от нас совершенно определенной реакции, потому что у него тоже давно готов и отрепетирован ответ.
Мы будто разыгрываем пьесу. Не спонтанно общаемся (что требует активной мыслительной деятельности), а просто обмениваемся репликами. Человек, заменивший этим живое общение, возвращается к пещерному сознанию. Его носители были убеждены в том, что от правильно выполненного ритуала напрямую зависит их благополучие и даже жизнь, ведь ритуал призван умилостивить богов. Современные люди стремятся потрафить божку внутри себя. Подавая реплику собеседнику, действующее лицо такого спектакля не интересуется истинным мнением партнера. В данную секунду оно работает на собственный успех, на высокий социальный статус. Ведь формула успешности – быть коммуникабельным, пусть и в ущерб качеству общения.
С другой стороны, ритуалы экономят наше время, давая готовые схемы бытовых разговоров.
И раздвигать эти рамки не стоит (так, на вопрос «Как дела?» не обязательно рассказывать о своей жизни во всех подробностях).
Выход из ловушки открывается, если ты не позволяешь втягивать себя в ритуальное общение например, в однообразные разговоры с подругой о промахах ее мужа. Ей ведь не нужны твои советы, эти рассказы – часть ритуального общения. Она подсознательно считает, что подруги существуют для того, чтобы жаловаться им на супругов.
Будь терпелива
Общество диктует правило о том, что не стоит отвечать на агрессию агрессией. Однако психологи убеждены, что за непротивле-нием злу и насилию скрываются малодушие и безразличие.
Из этой ловушки есть два выхода
1.Ответная агрессия. Сама по себе она уже вызов насилию, борьба с ним. Махатма Ганди говорил, что, если бы перед человеком стоял выбор между трусливым смирением и насильственным сопротивлением, следовало бы выбрать второе. Но все же успех ответной агрессии всегда ограничен.
Ведь даже если признать, что насилие может вести к справедливости, это не значит, будто оно само по себе является справедливым актом.
2. Более высокий уровень – активное ненасильственное сопротивление. Его методы:
совет (мы принимаем цель оппонента и указываем ему на другой способ ее достижения);
предложение (ставим новую цель и сообщаем о результатах ее достижения);
отказ от обмана противника (ложь - то же насилие, так как она лишает осведомленности и, как следствие, свободы выбора).
Лишь в этом случае мы не только гасим первоначальную агрессию, но и боремся с ее причинами. А значит, не позволяем насилию возникать снова и снова.
Это, безусловно, западная модель поведения. Почему сегодня в сознании большинства людей именно она связана с успешностью – тема отдельной статьи. Главное, что сама по себе эта модель поведения (как и любая другая) несовершенна. Просто потому, что она работает одинаково для всех, без учета того, что мы скроены по индивидуальным лекалам. А значит, для кого-то важные в этой модели социальные ценности могут оказаться вообще на последнем месте.
Тем не менее все мы так или иначе проверяем себя на соответствие этой модели – что совершенно естественно для человека, живущего не в лесу, а среди других людей. Проблемы возникают тогда, когда мы начинаем придавать социальным ценностям слишком большое значение, то есть ставим себя в зависимость от них. Вот четыре основные психологические ловушки, в которые попадаются те, кто стремится стать душой общества.
Будь блестящим собеседником
Представь себе ситуацию: ты оказываешься в компании людей, которые увлеченно беседуют, скажем, о книгах. И при этом жонглируют терминами, названиями, фамилиями и датами.
А ты только смущенно улыбаешься. Вывод вечера: какие умные, образованные люди и какая... хм... неумная я.
Но как ни странно, ощущение собственной глупости и никчемности вызывает у тебя не несоответствие между тобой и другими. Проблема в твоем собственном представлении о себе идеальной (обладательнице дюжины всевозможных талантов, ума, красоты и так далее) и реальной (человеке с определенным набором достоинств и недостатков). Эта разница чувствуется лишь тогда, когда мы встречаем людей, которые по одному из параметров ближе к нашему идеалу, чем мы сами.
Выход из ловушки: не приобретение абонементов во все городские библиотеки и культурные центры, а поиск ключа к самой себе. Для начала стоит разобраться, в чем твой главный талант, и развивать его.
Будь отзывчивым человеком
Далеко не всегда отзывчивость и готовность к пониманию могут сослужить хорошую службу. Попав в психологическую ловушку «Надо стремиться всегда сопереживать другим людям и вникать в их проблемы», человек рано или поздно превращает искреннее чувство в тяжкий оброк. Чрезмерное ориентирование на отзывчивость проявляется тогда, когда мы регулярно вступаем в спонтанные эмоциональные связи. Например, поддерживаем случайного собеседника в общественном транспорте, вместе с ним сокрушаясь о несовершенстве мира.
Выход из ловушки в том, чтобы позволить другим людям быть свободными и самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни.
Будь коммуникабельна
Эта ловушка захлопывается в тот момент, когда из естественной потребности общение превращается в ритуал. Его главные черты – минимум мыслительной активности и оперирование заранее заготовленными фразами. Что бы ни говорил нам собеседник, мы уже знаем, что нужно отвечать в такой ситуации. В свою очередь, наш визави также ждет от нас совершенно определенной реакции, потому что у него тоже давно готов и отрепетирован ответ.
Мы будто разыгрываем пьесу. Не спонтанно общаемся (что требует активной мыслительной деятельности), а просто обмениваемся репликами. Человек, заменивший этим живое общение, возвращается к пещерному сознанию. Его носители были убеждены в том, что от правильно выполненного ритуала напрямую зависит их благополучие и даже жизнь, ведь ритуал призван умилостивить богов. Современные люди стремятся потрафить божку внутри себя. Подавая реплику собеседнику, действующее лицо такого спектакля не интересуется истинным мнением партнера. В данную секунду оно работает на собственный успех, на высокий социальный статус. Ведь формула успешности – быть коммуникабельным, пусть и в ущерб качеству общения.
С другой стороны, ритуалы экономят наше время, давая готовые схемы бытовых разговоров.
И раздвигать эти рамки не стоит (так, на вопрос «Как дела?» не обязательно рассказывать о своей жизни во всех подробностях).
Выход из ловушки открывается, если ты не позволяешь втягивать себя в ритуальное общение например, в однообразные разговоры с подругой о промахах ее мужа. Ей ведь не нужны твои советы, эти рассказы – часть ритуального общения. Она подсознательно считает, что подруги существуют для того, чтобы жаловаться им на супругов.
Будь терпелива
Общество диктует правило о том, что не стоит отвечать на агрессию агрессией. Однако психологи убеждены, что за непротивле-нием злу и насилию скрываются малодушие и безразличие.
Из этой ловушки есть два выхода
1.Ответная агрессия. Сама по себе она уже вызов насилию, борьба с ним. Махатма Ганди говорил, что, если бы перед человеком стоял выбор между трусливым смирением и насильственным сопротивлением, следовало бы выбрать второе. Но все же успех ответной агрессии всегда ограничен.
Ведь даже если признать, что насилие может вести к справедливости, это не значит, будто оно само по себе является справедливым актом.
2. Более высокий уровень – активное ненасильственное сопротивление. Его методы:
совет (мы принимаем цель оппонента и указываем ему на другой способ ее достижения);
предложение (ставим новую цель и сообщаем о результатах ее достижения);
отказ от обмана противника (ложь - то же насилие, так как она лишает осведомленности и, как следствие, свободы выбора).
Лишь в этом случае мы не только гасим первоначальную агрессию, но и боремся с ее причинами. А значит, не позволяем насилию возникать снова и снова.
Опубликовано : 3-07-2014, 11:48 | Категория: Психология
Расскажи подруге!
Правила поведения на корпоративе
О корпоративах на работе у разных работников и фирм различные представления. И конечно же, когда назначается время и дата коропоратива, у всех возникает вопрос: — идти или не идти на корпоратив? Ответ ясен, — идите! Последствия могут быть...
Эротическое нижнее бельё для себя или для него?
Согласитесь, многие обсуждают психологический момент, для кого женщина так старательно выбирает своё нижнее бельё? Понятно, что повседневные трусики, бюстгальтер и колготки она подбирает в зависимости от погодных условий и чтобы прикрыть себя. Но...
Наоми Кэмпбелл носит парик
В последнее время модель Наоми Кэмпбелл все чаще появляется в необычном кудрявом парике. Впервые в таком виде ее заметили на шоу Грехэма Нортона, проводящемся на канале BBC One. Конечно же, необычный внешний вид заинтересовал всех поклонников –...
Обсудим?